История китайского фарфора. В чем его секрет и изысканность?

«Подражатель нефрита» – такое нелестное название получил когда-то фарфор. А все потому, что был изобретен китайскими гончарами, как замена дорогому нефриту.

Много веков назад посуда в Китае (например, чашки) изготавливалась исключительно из нефрита. Но позволить себе это удовольствие могли лишь богатые люди. И вот, китайцы нашли свой «секрет» – новый материал под названием «фарфор», он оказался дешевле и проще в обработке. Его доступность, по сравнению с нефритом, объяснялась тем, что в провинции Цзянси были найдены большие запасы этой горной породы.

Как появилась фарфоровая посуда?

Кварц и слюда — основа «пе-тун-тсе», т. е. в переводе с китайского «фарфорового камня». А чтобы будущий фарфор имел идеально белый цвет, к порошку (изготовленному из этой основы) добавляли каолин. Благо, в каолине недостатка не было, его добывали в этой же провинции Цзянси. А для придания фарфору уникального матового блеска, составляли из различных слоев специальную необычную глазурь.

Все рецепты изготовления фарфора много лет держались в строгой тайне. Еще бы — такая посуда была основной экспорта Китая многие сотни лет.

Пика своей популярности фарфоровая посуда достигла при правлении императорской династии Сун, примерно в 960-1279 годах, когда тысячи людей стали считать изготовление фарфора своим главным ремеслом. Особо ценились мастера, которые в своей работе достигли высочайшего уровня совершенства.

Весь процесс изготовления фарфора находился под строжайшим контролем. Весьма сложное устройство имели китайские печи, в которых обжигался фарфор. Для растопки использовали как древесину, так и древесный уголь, сами печи для удобства, обязательно, находились на наклоне холма и имели необыкновенно огромные размеры. Найденная современными археологами печь того периода, могла одновременно обжигать 25 000 фарфоровых изделий.

Прошли тысячи лет, но до сих пор считается хорошим вкусом преподносить фарфор в качестве подарка. Многие китайские мастера, при производстве фарфора, максимально использовали возможности фарфора в художественном оформлении. Отличительной чертой всех форм фарфоровых изделий периода династии Сун являются легкость, простота и безмятежность.

Кроме того, многим ремесленникам понравилось переносить на керамику формы, которые возникли немного раньше в технике производства бронзы. Особое внимание также уделялось применению новых рационализированных шпатовых глазурей, благодаря которым бархатистые оттенки зеленого, голубого, красного и пурпурного получили приглушенную окраску.

Главным достижением следующей китайской императорской династии Мин (1369-1644) была необыкновенная легкость фарфоровых изделий. Приемы декорирования эпохи Сунь так же имели место, но на первый план вышло применение изящного рельефа на необыкновенно тонком фарфоре, что придавало всем изделиям изысканный и утонченный вид.

К сожалению, до нас практически не дошли эти уникальные, очень хрупкие изделия. Но полюбоваться ими все же можно, например, в Британском музее хранится бесценное произведение искусства – одна единственная, чашка китайского фарфора этого времени.

Однако, было бы неверно думать, что фарфор китайцы использовали только лишь для изготовления посуды (каждый год специально для императорского двора изготавливалось 16.000 тарелок, 18.000 чашек и 31.000 блюд). Из него также делали скамейки, беседки и музыкальные инструменты, который представляли собой сосуды, в которых музыка рождалась, когда по ним постукивали палочками.

Фарфоровые изделия вплоть до 18 века считались редкостью для жителей Европы, потому что китайцы никому не открывали секрет изготовления фарфора. Даже Марко Поло в свое время очень интересовался его происхождением, но и ему так и не удалось ничего разузнать. Фарфор в Европу попадал исключительно в качестве подарка монаршим особам.

В 1520 году португальцы наконец-то смогли достать образец каолина. Но европейцы не знали, что одного каолина недостаточно для производства фарфора, все возможные эксперименты с разными видами глины и массовые испытания обжига, все попытки создания фарфора —  потерпели крах. И только немецкий химик Бетгер в 1709 году смог приоткрыть тайну каолина. Он сделал его основой белого европейского фарфора.

С тех пор китайский фарфор, как и столовое серебро, считается символом стабильности, высокого вкуса и семейного достатка.

 

Добавить комментарий