Шкатулки оригинальной формы своими руками
Инструменты, использованные автором.
— Ленточная, торцовочная и циркулярная пилы.
— Струбцины.
— Орбитальная шлифовальная машинка.
— Ленточный шлифовальный станок.
— Фрезерный станок.
— Сверлильный станок.
— Распылитель для флока.
Материалы.
— Фанера из балтийской березы.
— Дерево венге.
— Столярный клей.
— Эпоксидная смола.
— Аэрозольный контактный клей.
— Флокирующий ворс, клей для него.
Процесс изготовления.
Первым этапом с помощью циркулярной и торцовочной пил автор нарезает доски под заранее запланированный размер. При этом используются доски двух тонов — светлого дерева и тёмного.
Далее он промазывает столярным клеем поверхности досок и склеивает их вместе, перемежая светлые слои слоем из темного дерева. Всё это очень напоминает слоеный пирог. Интересно так же приспособление для нанесения клея.
Получившийся «бутерброд» стягивается струбцинами. В таком виде дерево должно отлежаться пару часиков.
Из этого материала умелец собирается смастерить 3-4 коробочки-шкатулочки.
Шаблоны изделий изготавливаются заранее в натуральном размере будущих шкатулок. Далее автор вырезает под шаблон все необходимые элементы.
При этом он использует контактный аэрозольный клей для прикрепления шаблонов к заготовке.
Любимым лезвием, которым привык пользоваться автор для этого рода работ — это зубчатое лезвие 3/16 4 TPI.
Сначала автор вырезает внешний периметр всех шкатулок, при этом он старается как можно ближе подобраться к линии контура, при этом не заступая за неё. Конечно, можно оставить немного места до желаемого контура, а затем лишние слои дерева затереть, — замечает Дэвид, — стремиться к излишней точности тоже не надо. Но надо иметь при этом ввиду — чем больше вы оставите запаса перед линией, тем больше потом придется зачищать.
Теперь, прежде чем вырезать внутренний объём шкатулки, автор срезает заднюю часть заготовки — это будет задняя стенка шкатулки. Упирая заготовку в специальный ограничитель, находящийся на расстоянии 1/2 дюйма от лезвия, автор спиливает все тыльные стороны заготовок. Дэвид также замечает, и это касается всех коробочек, имеющих скругленные формы, что если заходить под пилу таким образом, то лезвие пилы будет выталкивать заготовку и может порезать пальцы хозяина. По мнению автора, было бы безопаснее прижать деталь струбциной или развернуть её так, чтобы она уперлась в стол каким-нибудь своим выступом.
Следующий этап — врезание ящичков. Дэвид предлагает своим последователям прочертить пунктиром линию, по которой пила будет заходить в изделие. Желательно, чтобы эта линия повторяла расположение волокна. С помощью такой хитрости можно замаскировать след от входа пилы.
В последней форме Дэвид зайдет с внешней стороны, спустится вниз, на углу он остановит пилу и развернет ее и пройдет обратный путь еще раз, а затем, выйдя наружу, зайдет пилой уже по верху.
Как наверное уже заметили читатели, все внешние линии шаблона тонкие, и мастер советует проходить их как можно точнее, не заступая на краску. А внутренний контур, более жирный, пила должна проходить четко по его середине! Довольно трудно вынуть пилу из изделия. Это надо делать очень аккуратно, чтобы не зацепить края и не сделать новых пропилов, замечает автор.
Теперь Дэвид склеивает место прорези и стягивает заготовку струбциной. Для вдавливания клея внутрь прорези мастер использует насадку в виде шприца.
После часовой просушки он приступает к приклеиванию тыльных сторон коробочек. При этом он старается учитывать расположение волокон и древесный рисунок, чтобы максимально скрыть шов.
Пока корпусы шкатулок сохнут, можно заняться ящичками. Из куска дерева, удаленного из сердцевины, автор срезает переднюю и заднюю панельки, а затем вырезает середину. Дэвид настоятельно рекомендует пользоваться струбцинами или другими фиксаторами при обработке круглых элементов на ленточной пиле.
Итак, вот они три элемента ящичка, которые подлежат склеиванию. Автор сушит их также порядка часа.
Иногда ящички не подходят, не вписываются внутрь корпуса. Всё это потому, что была сделана прорезь сбоку, которая затем была склеена. За счёт этого внутренний размер корпуса немного изменился. Умелец выходит из положения, тщательно затирая наружные бока ящичка.
Остатки бумажных шаблонов следует удалить, насколько это возможно. Иначе они моментально забьют наждачную бумагу.
После того, как ящички свободно зашли в корпуса, автор начинает убирать всякие мелкие нестыковки. С этой целью он подбирает самую маленькую скругленную торцевую фрезу, размер 1/8 дюйма (скорее на наведения эстетики) и подтачивает им внешние края ящичков на фрезерном станке.
Далее идёт затирка, много затирки! Шлифование поверхностей — самая трудоемкая часть изготовления коробочек. Дэвид берёт наждак с зернистостью 220.
Он отмечает, что допустил ошибку: когда он вырезал ящичек одной из коробок, он пошёл поперек волокон, вместо того, чтобы пойти вдоль их. В результате образовалась заметная линия. Но умелец быстро находит решение, решая просверлить в этом месте отверстие в полдюйма и сделать туда вставку из более светлого дерева. Так ему удаётся замаскировать дефект.
Автор не шлифует внутренние стороны корпуса и ящичка, ибо собирается их потом флокировать.
Для финиша Дэвид использует смесь олифы и полиуретана и накладывает по одному слою в день подряд на протяжении 3-4 дней, не заходя при этом во внутренние стороны корпусов и ящичков, последние автор собирается флокировать. Это должно придать ящичкам большую плотность посадки.
Далее мастер наклеивает специальную маскировочную ленту на те участки корпуса и ящичков, на которые не должен попасть флокирующий клей.
Затем он грунтует флокирующим адгезивным клеем незакрытые участки, и с помощью вот такого нехитрого приспособления выдувает на клейкую поверхность флокирующий ворс. Важно подобрать цвет ворса под тон клея, чтобы они совпадали. Поскольку флокирующий ворс очень легкий, мелкодисперсный, автор рекомендует пользоваться противопылевой маской и вентилятором с фильтром для всасывания мелких частиц.
На последнем этапе умелец приделывает к шкатулочкам ручки. Их можно сделать также из дерева, но автор любит контраст и свои ручки он делает из алюминиевого прутка. Пруток для блеска шлифует и полирует. Сначала он просверливает отверстия, а затем промазывает их эпоксидной смолой. Примерив глубину, на которую шток заходит в отверстие, автор спиливает лишнее с помощью ленточной пилы. Но это можно сделать и любым другим режущим инструментом.
Сорта древесины, которые Дэвид использовал — фанера из балтийской берёзы и тропическое дерево венге.
Все шаблоны шкатулок можно найти на сайте Дэвида, правда они платные. В этих удивительных коробочках подкупает не столько их функциональность, сколько их внешний вид, эстетичность.
Всем хороших идей и настроения!
Источник
Источник: