Ревербератор для электрогитары своими руками

Одним из интересных модулирующих эффектов для гитары является ревербератор, название самого эффекта — реверберация. Столкнуться с ним могли все, кто так или иначе интересует вокалом и музыкой, ведь эффект представляет собой многократные «отражения» звуковой волны при её затухании, очень часто реверберация мешает записи звука и вносит дополнительные ненужные искажения при записи, поэтому стены студийных помещений бывают обиты специальными звукопоглощающими материалами. В гитарном же звуке искусственно создаваемая с помощью линий задержки реверберация бывает очень кстати, делает звучание инструмента более насыщенным и лёгким. Этот эффект имеет схожесть с дилеем — другим эффектом, который также создаёт искусственные задержки звука, смешивающиеся с основными сигналом. Однако основное отличие реверберации — очень малая величина задержки, благодаря этому эффект звучит естественно и может имитировать, например, звук в небольшом закрытом помещении с голыми стенами. Часто примочки-ревербераторы имеют довольно сложные цифровые схемы, требуют наличия прошивок и не подходят для сборки своими руками. Некоторые построены на микросхеме BTDR-1, которая содержит в своём составе три микросхемы PT2399 — они часто применяются для создания эффекта эхо в системах караоке, а также в некоторых гитарных примочках Delay. Однако и это не самый лучший вариант, учитывая высокую цену на BTDR-1 и её не самую лучшую доступность. Сами же по себе микросхемы PT2399 довольно распространённые, продаются во многих магазинах радиодеталей, например, присутствуют в сети Чип и Дип. Для постройки представленного в статье ревербератора понадобится два экземпляра.

Входной сигнал с гитары попадает на буфер на операционном усилителе, обеспечивающий низкое выходное и высокое входное сопротивление. Далее сигнал уходит по двум направлениям — одновременно на транзистор Q1 и далее на линии задержки, и напрямую на выходной на том же операционном усилителе. Таким образом, общая концепция эффекта оказывает довольно проста — сигнал одновременно проходит необработанный, и одновременно обрабатывается на линиях задержки. На выходном буфере сигналы смешиваются с помощью потенциометра Р1 (ручка Mix), таким образом, можно выбирать между полностью чистым сигналом, без примешанного задержанного, и максимально обработанного. Транзистор Q1 управляется тумблером SW, в одном положении на его базу подаётся положительное напряжение — транзистор открыт и пропускает сигнал на линию задержки, а в другом положении — отрицательное, транзистор при этом перестаёт пропускать сигнал. Во втором случае звук со входа примочки до её выхода проходит без обработки, таким образом, она работает как простой буфер. На схеме присутствует ещё один тумблер — SW1, который позволяет добавить или уменьшить низкий частот в звуке, поступающим на линию задержки путём подключения дополнительной ёмкости в звуковой тракт. Опция может пригодится в некоторых случаях, когда хочется сделать звук гитары «пожирней» добавив низких частот, либо наоборот убрать, когда из-за них звук становится мутным и неразборчивым.

Микросхемы PT2399 здесь стоит целых две, это позволяет в два раза увеличить максимальное время звучания задержанного эффекта. Первая микросхема имеет фиксированное время задержи, а вторая — регулируемое с помощью потенциометра Р2, таким образом, с его помощью можно добиваться различного звучания от эмуляции пустой ванной комнаты до пространственного звучания. В целях упрощения этот переменный резистор можно оставить на плате в виде подстроечника, настроив его один раз после сборки педали в наиболее удачное на слух положение. В этом случае не переднюю панель будет выводиться всего одна ручка Mix и тумблер. По словам автора, наиболее приятное звучание ревербератора соответствует сопротивлению Р2 в 17,5 кОм, впрочем, никто не запрещает поэкспериментировать. Операционный усилитель в схеме может использоваться практически любой из самых распространённых — TL072, TL082, NE5532. Транзистор Q1 — любой маломощный структуры NPN, желательно взять с наибольшим коэффициентом усиления. Подойдут BC547, 2N3904, КТ3102. Все остальные детали на схеме — самые обычные комплектующие, все электролитические конденсаторы должны быть на напряжение не ниже 16 вольт, резисторы маломощные 0,125 или 0,25Вт.



Собирается ревербератор на печатной плате, скачать которую можно в архиве в конце статьи, там же находится список всех необходимых деталей — по нему удобно делать закупку в радиомагазине. Печатная плата выполняется по ЛУТ-методу — самый простой и доступный для домашних условий метод, который при этом позволяет получить качественный результат, не хуже заводских плат. Микросхемы устанавливаются на плату через панельки — легко будет поменять в случае, например, если попадётся брак или подделка. Прямо на плату устанавливается питающее гнездо 2,1 х 5,5 мм, при этом плюс на разъёме снаружи, а минус — на центральном пине, этому стандарту подчиняются практически все выпускаемые ныне гитарные педали. Гнёзда входа-выхода, кнопка включения-выключения эффекта, тумблер, потенциометры выводятся с платы на проводах. Учитывая, что в дальнейшем плата будет устанавливаться в корпус, использовать экранированные провода не обязательно, подойдут любые тонкие и гибкие, например НВ-4 или МГТФ 0,12 мм. На картинках выше видно два варианта платы — с одним потенциометром и с двумя.


Плата устанавливается в корпус, несмотря на то, что схема содержит много деталей, плата удалась компактной и вполне поместится в классический для педалей корпус G0124. Он играет роль не только механической защиты, но и экранирует электронику, не допуская попадания в звуковой тракт внешних наводок. Снаружи корпус декорируется, для этого также существует много различных способов, в конечном итоге получается примочка, ничуть не уступающая по звуку и виду многие заводские модели. Удачной сборки!

reverb.rar [47,38 Kb] (скачиваний: 7)
Источник (Source)

Источник: usamodelkina.ru

Добавить комментарий