Мощная светодиодная велофара своими руками
Всего пара дней осталась до золотой осени — по своему прекрасной поры. Отличительной чертой осени, помимо всего прочего, является сокращение продолжительности дня, попросту темнеть начинает гораздо раньше. И если летом можно было допоздна рассекать по улице на велосипеде не боясь темноты, то сейчас в вечернее время без дополнительного освещения неудобно, да и попросту опасно, ведь можно проворонить выбоину в асфальте и больно упасть. Учитывая, что у многих велосезон длится до самого снега, велофары становятся очень актуальным аксессуаром и купить их можно в любом вело-магазине. Правда зачастую продающиеся в магазинах фары светят не лучше дешёвых китайских фонариков, имеют недолговечные аккумуляторы и попросту хлипкие конструкции. При этом в постройке велофары своими руками нет ничего сложного — нужны лишь три основные составляющие: литий-ионные аккумуляторы, мощный светодиод, а также крепкий подходящий по размеру корпус.
Светодиод для велофары выбирается исходя из необходимой яркости свечения — для простого обозначения себя на дороге подойдёт любой маломощный, а вот для полноценного освещения потребуется светодиод мощностью 10-30Вт, при этом использовать светодиод на полную не обязательно — если заявленная максимальная мощность равна, скажем, 30Вт, реальная может составлять 10-15Вт, это позволит светодиоду не перегреваться и продлевает его срок службы. Также светодиоды отличаются по температуре света — тут уж кому что приятнее, тёплый или холодный оттенок, однако согласно мнению большинства, тёплый свет воспринимается глазом более комфортно.
Для создания велофары автор использует 30-ти ваттный светодиод, а основной конструкции послужит алюминиевый корпус от какого-то заводского устройства. Алюминиевый корпус сочетает в себе все преимущества: он прочный и не разобьётся от падения, достаточно лёгкий и то же время будет выступать отличным радиатором для светодиода. Учитывая большую мощность светодиода, потребуется хороший ответ тепла, поэтому светодиод крепится к корпусу с использованием термопасты.
Ещё одна немаловажная деталь любой велофары — аккумуляторы, от них будет зависеть продолжительность работы освещения, а также общий вес и размер конструкции. Самым практичным типом аккумуляторов на данный момент являются литий-ионные, так как они доступны, могут отдавать большой ток и имеют приличную ёмкость при относительно небольшом размере. Одним из самых распространённых типоразмеров является 18650, одна такая «банка» может иметь ёмкость от 1500 до 3000 мАч. Для экономии можно использовать аккумуляторы 18650 из АКБ от ноутбука, предварительно проверив их ёмкость и работоспособность.
Для питания 30-ти ваттного светодиода требуется напряжение около 15-16В — это примерно соответствует напряжению 4-х последовательно включенных аккумуляторов. Соединить их последовательно можно с помощью специальных ходеров — однако такие холдеры должны быть устойчивы к тряске и вибрациям. Более надёжным способом будет контактная сварка или пайка, однако пайка контактов не рекомендуется из-за возможности перегрева пластин.
Несмотря на то, что напряжение 4-х аккумуляторов примерно равно напряжению, требуемому светодиоду, подключать их друг к другу напрямую нельзя — требуется токоограничительный резистор, в данном случае на 1 Ом мощностью 2Вт. Это самая простейшая схема, при которой яркость светодиода будет падать по мере разряда аккумуляторов. Для того, чтобы яркость была всегда постоянна и ёмкость аккумуляторов использовалась более рационально устанавливают специальные драйверы, обеспечивающие стабилизацию тока, однако в данном случае это излишне.
Также в разрыв питания светодиода устанавливается тумблер или кнопка с фиксацией для включения и отключения фары. Здесь будет очень кстати влагоизоляция тумблера и всего корпуса в целом, так как попасть под дождь на велосипеде осенью — вполне обычное дело. Аккумуляторы должны плотно фиксироваться в корпусе, ведь если они будут болтаться в корпусе, может произойти замыкание от алюминиевые стенки, что может привести к возгоранию. Также при желании в корпус можно установить плату балансира-зарядки аккумуляторов и разъём для блока питания для их удобной зарядки. В противном же случае после каждой поездки аккумуляторы придётся вынимать из корпуса и заряжать по одному.
На противоположной стороне корпуса сидит сам светодиод. Его перегрева можно не бояться, учитывая, что корпус будет хорошо обдувать потоком встречного прохладного осеннего ветра. Для защиты светодиода, а также рассеивания света на передней стенке корпуса крепится лист матовой пластмассы. Если промазать все стыки герметиком, то можно получить хорошую влагоустойчивость.
Теперь фару можно проверять — даже без установки на велосипед она может пригодится в хозяйстве в качестве мощного фонаря. Как утверждает автор, в первый час работы мощность фары держится на уровне 15Вт, светодиод работает в полную силу. Затем, по мере разряда аккумуляторов мощность снижается до 1-5Вт. Таким образом, по степени яркости свечения можно определять, сколько ещё осталось заряда. Удачной сборки!
Источник (Source)
Источник: