Мониторинг развития саморегулирования в регионах россии. полный отчет.

Ниже приводится отрывок из аналитического доклада » мониторинг развития саморегулирования в регионах Р.Ф.».

Авторы доклада Ф.С. Сайдуллаев, С.В. Архипов, О.М. Шестоперов, А.С. Закускина; методика разработана — С.В. Мигиным и Ф.С. Сайдуллаевым. (c), 2001-2010, АНО НИСИПП

Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности в РФ имеет более чем десятилетнюю историю. По проишествии данного времени получили развитие как добровольные, так и делегированные формы, предполагающие обязательное членство (саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов) или необязательное членство с эксклюзивными правами (саморегулируемые организации профессиональных игроков фондовой биржи, управляющих компаний) либо ослаблением государственного регулирования (саморегулируемые организации, объединяющие негосударственные ПФ).

Интерес к саморегулированию резко повысился в связи с принятием базового закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

Теперь задача стоит организации на вечной основе оценки степени полноты, очередности, оперативности и результативности матереализации решений по делегированию отдельных полномочий саморегулируемым организациям, и вдобавок уровня развития добровольного саморегулирования в регионах Р.Ф..

Под саморегулированием в целях природного мониторинга понимается институт, в рамках которого участниками рынка выполняются, подстраиваются и изменяются легитимные правила, регулирующие их предпринимательскую и профессиональную работа. Плюс ко всему в РФ он преимущественным образом реализовывается через саморегулируемые организации, за счёт этого в мониторинге понятия «саморегулирование» и «саморегулируемые организации» (СРО) используются взаимозаменимо.

В основу природного мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем отличный, объективный и наиболее показательный параметр — кол-во СРО, осуществляющих свои действия на территории региона. Плюс ко всему на случай наличия соответствующей информации плюс ко всему учитывается удельная численность участников СРО по регионам, которая корректируется на уровень валового регионального продукта субъекта РФ либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния «размера» региональной экономики. Главное, что эффект «работы на показатель» ожидаемо активирует региональные воздействия подсоблять увеличению числа СРО, а это в любом случае хорошо бы, если взять во внимание, что основной риск саморегулирования — ограничение конкуренции.

Рейтинг носит композитный характер и складуется из одиннадцати компонентов оценки уровня развития СРО в различных областях деятельности. Любой из компонентов вносит равный вклад в сводный рейтинг

По индивидуальным компонентам (например, арбитражное управление) из-за наличия соответствующей статистики оценивался уровень плотности СРО, что позволило учесть не только кол-во представленных СРО в регионе, но и их относительную «величину», а это значит и степень конкурентности среды, в которой они исполняют свои действия. По мере снятия информационных противопоказаний данный подход применяется и на другие компоненты.

Используемые сокращения: СРО — саморегулируемые организации, АО — самостоятельный округ.

Результаты 3-го раунда

К концу 2010 года в российской федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательства в 10 сферах деятельности:
— работа арбитражных управляющих;
— аудиторская работа;
— кредитная кооперация;
— оценочная работа;
— работа ревизионных альянсов сельскохозяйственных кооперативов;
— инженерные изыскания;
— архитектурно-строительное проектирование;
— строительство;
— работа в области энергетического иследования;
— теплоснабжение.

Кроме того, специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в 8 сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательства считается добровольным:

— профессиональная работа на рынке ценных бумаг;
— работа негосударсвтенных ПФ;
— кадастровая работа;
— рекламная работа;
— работа жилищных накопительных кооперативов;
— работа патентных поверенных;
— посредническая работа по урегулированию споров (медация);
— работа микро финансовая организация.

Распределение саморегулируемых организаций по индивидуальным сферам деятельности выглядит так: 43 саморегулируемые организации арбитражных управляющих, 10 саморегулируемых организаций оценщиков, 6 саморегулируемых организаций аудиторов, 28 саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, 160 саморегулируемых организаций в области подготовки документации проекта, 228 саморегулируемые организации в области строительства, 43 саморегулируемые организации в области энергетического иследования, 5 саморегулируемых организаций профессиональных игроков фондовой биржи, 1 саморегулируемая организация негосударственных ПФ.

Кроме того, в рамках закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» к концу 2010 года в государственный реестр саморегулируемых организаций была включена информация о 138 саморегулируемых организациях в различных областях деятельности. Плюс ко всему, 39% включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций работают в области управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством, 25% саморегулируемых организаций объединяют вместе субъектов предпринимательства в области обеспечения промышленной и пожарной безопасности. Указанный отраслевой перекос, представляется, обусловлен наличием ожиданий участников рынка, которые связаны с введением обязательного членства в саморегулируемых организациях в данных сферах.

  Развитие отрасли и виды металлоконструкций, быстро возводимых зданий в условиях современного рынка.

Таким образом, следует сказать следующие основные события 2010 года в области развития саморегулирования:

— значительное увеличение количества саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства;

— значительное увеличение количества саморегулируемых организаций, создание которых не рассчитано федеральным законодательством;

— введение обязательного членства в саморегулируемых организациях в области теплоснабжения и в области энергетического иследования;

— введение добровольного саморегулирования в области посреднической деятельности по урегулированию споров (медации) и в области деятельности микро финансовая организация.

По результатам 3-го раунда мониторинга саморегулирования в регионах Р.Ф. Случились заметные изменения в рейтинге субъектов РФ по уровню развития саморегулирования. Изменения положений регионов, как правило, вызвано изменением ситуации в строительной сфере, и вдобавок введением саморегулирования в области энергетического иследования.

Наибольшая степень развития саморегулируемых организаций по результатам 3-го раунда мониторинга зарегистрирована в москве, санкт-петербурге и области москвы. Тройку лидеров покинул пермский край, сместившийся на одиннадцать позиции вниз.

В десятку регионов-лидеров еще попали:
— ростовская область (переместилась с 6 на 4 место);
— самарская область (переместилась с 13-14 на 5 место);
— нижегородская область (переместилась с 11 на 6 место);
— краснодарский край (переместился с 10 на 7 место);
— волгоградская область (переместилась с 15 на 8 место);
— свердловская область (переместилась с 5 на 9 место);
— владимирская область (переместилась с 27 на 10 место);
В сравнении со вторым раундом мониторинга десятку оставили:
— пермский край (переместился с 2 на 13 место);
— воронежская область (переместилась с 7 на 15 место);
— новосибирская область (переместилась с 8 на 18 место);
— саратовская область (переместилась с 9 на 24 место);

Среди регионов с наибольшим увеличением положений по результатам 3-го раунда (возросли на 10 положений и более), находятся астраханская область (плюс 26 положений), приморский край (плюс 22 положений) и республика бурятия (плюс 22 позиции), республика алтай (плюс 21 позиция), кировская (плюс 17 положений), владимирская (плюс 17 положений), курганская (плюс 16 положений), омская область (плюс 14 положений) и томская (плюс 12 положений) области, республика тыва (плюс 12 положений), калужская (плюс 10 положений) и орловская (плюс 11 положений) области.

Регионы, показавшие в отчетном периоде наиболее отрицательную динамику и опустившиеся на 10 положений и более — республика саха (якутия) (минус 19 положений), республика дагестан (минус 18 положений), пензенская (минус 18 положений), саратовская (минус 16 положений), тульская (минус 15 положений), белгородская (минус 13 положений), кемеровская (минус 13 положений), магаданская (минус 12 положений) и новосибирская (минус 11 положений) области, забайкальский край (минус 11 положений), пермский край (минус 11 положений), ханты-мансийский АО (минус 11 положений), воронежская область (минус 10 положений) и республика коми (минус 10 положений).

Рейтинг регионов Р.Ф. По уровню развития саморегулирования и изменение положений регионов относительно результатов второго раунда мониторинга приведен на рисунке 1.

В разрезе секторов экономики, в которых получило развитие саморегулирование, ситуация выглядит так.

Арбитражное управление. В РФ работает 43 СРО арбитражных управляющих, членство в СРО обязательное. Наиболее конкурентная среда оформилась в удмуртской республике, волгоградской и ростовской областях, пермском крае и кировской области. В десятку еще вошли калининградская (плюс 12 положений), нижегородская (плюс 4 позиции), столичная (минус 1 позиция), белгородская и саратовская (минус 2 позиции) области.

Оценочная работа. Теперь зарегистрировано 10 СРО оценщиков, членство в СРО обязательное. Наибольшее развитие работа СРО оценщиков получила в московской (плюс 1 позиция), ленинградской (минус 1 позиция) и псковской (плюс 1 позиция) областях. В десятку еще вошли тамбовская (плюс 34 позиции), рязанская (плюс 1 позиция), иркутская (плюс 9 положений), челябинская (плюс 7 положений) и курская (плюс 11 положений) области, карачаево-черкесская республика (плюс 56 положений) и ярославская область (плюс 8 положений).

Строительство. По состоянию на 30 ноября 2010 года было зарегистрировано 392 СРО в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, членство в СРО считается просто непременным с 1 января 2010 года. В лидерах по присутствию саморегулирования в отрасли строительства брянская (плюс 14 положений) и владимирская (плюс 45 положений) области и г. Москва. Еще в десятку вошли костромская область (плюс 6 положений), чукотский АО (плюс 14 положений), тюменская (плюс 12 положений), свердловская (плюс 24 позиции), воронежская (плюс 13 положений) и орловская (плюс 39 положений) области и республика бурятия (плюс 43 позиции).
Аудиторская работа. Теперь зарегистрировано 6 СРО аудиторов, с 1 января 2010 года членство с СРО обязательно. Наибольшее развитие их работа получила в рязанской (плюс 22 позиции), ярославской (плюс 30 положений) и самарской (плюс 36 положений) областях. В десятку еще вошли республика бурятия (плюс 12 положений), волгоградская область (плюс 26 положений), приморский край (плюс 23 положений), столичная (плюс 15 положений) и калужская (плюс 37 положений) области, красноярский край (плюс 28 положений) и пензенская область (минус 7 положений).

  Топиари: искусство стрижки кустарников и деревьев

Профессиональная работа на рынке ценных бумаг. На сегодняшний день ФСФР выдано восемь разрешений на работа заместь саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг. Их получили: национальная ассоциация игроков фондовой биржи (НАУФОР), национальная лига управляющих (НП «НЛУ»), национальная фондовая ассоциация (НФА), профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), некоммерческое партнерство профессиональных игроков фондовой биржи уральского региона (ПУФРУР). Регионами-лидерами являются г. Москва (плюс 1 позиция), ростовская область (плюс 2 позиции) и республика татарстан (плюс 3 положений) области. В десятку еще вошли владимирская (плюс 3 позиции), челябинская (минус 4 позиции) и нижегородская области (минус 3 позиции), ханты-мансийский АО (плюс 11 положений), оренбургская область (плюс 2 позиции), пермский край (минус 1 позиция) и г. Санкт-петербург (плюс 5 положений).

По будущим 6-ти компонентам мониторинга анализ проводился в отношении некоммерческих организаций, объединяющих субъектов профессиональной либо предпринимательства, которые обладают атрибутивными признаками саморегулируемых организаций и (или) задумывают получить статус СРО либо уже имеют статус такой.

Рекламная работа. Теперь отсутствуют объединения участников рынка рекламы, получившие статус саморегулируемой организации. Плюс ко всему в мониторинг включены 18 объединений, имеющих признаки саморегулируемой организации. Наибольшее развитие саморегулирование рекламной деятельности получило в новосибирской области, г. Москве и воронежской области. В десятку еще вошли свердловская область (плюс 1 позиция), санкт-петербург (плюс 12 положений), краснодарский край (плюс 2 позиции), хабаровский край (минус 2 позиции), калининградская (плюс 22 позиции), саратовская (минус 3 позиции) и самарская области (плюс 4 позиции).

Работа в области энергетического иследования. В мониторинг включены информацию о 19 СРО. Наибольшая представленность саморегулируемых организаций в данной области отмечена гг. Москва и санкт-петербург. Здесь следует заявить, что обязательное членство для участников данного рынка введена недавно, из-за причины чего встречается низкая доступность информации сведений об участниках рынка.

Кадастровая работа. Подготовка к саморегулированию в области кадастровой деятельности делается уже пять лет и на сегодня есть 19 организаций, готовых получить хорошего качества СРО кадастровых инженеров. В региональном разрезе наиболее которая подходит ситуация для создания саморегулирования в этом секторе складуется в ростовской области (плюс 1 позиция), алтайском крае (минус 1 позиция) и иркутской области (плюс 4 позиции).

Пищевая промышленность и сельское хозяйство. В мониторинг включены 17 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, зарегистрирована в г. Москве, области москвы. Первые позиции еще заняли краснодарский край (плюс 2 позиции) и г. Санкт-петербург (плюс 9 положений).

Иные сферы предпринимательства. В мониторинг включены 89 бизнес-объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО или имеющих статус такой, зарегистрирована в москве, области москвы (плюс 1 позиция) и санкт-петербурге (минус 1 позиция). В десятку лидеров еще вошли тульская область (плюс 13 положений), краснодарский край (плюс 4 позиции), кемеровская (плюс 31 позиция), владимирская (плюс 20 положений), омская области (плюс 24 позиции), республика татарстан (минус 5 положений), нижегородская (плюс 8 положений) и курганская (плюс 63 позиции) области.
Иные сферы профессиональной деятельности. В мониторинг включены 10 объединений. Наибольшая представленность организаций, обладающих признаками СРО, отмечена г. Санкт-петербурге и хабаровском крае.

Скачать полностью отчет мониторинг развития саморегулирования в регионах Р.Ф..

(с) 2001-2010 АНО НИСИПП, www.Nisse.Ru


Добавить комментарий