Модель подводной лодки «СОМЪ». Приказа на всплытие не будет
1. Немного о прототипе.
Лодка пропала в разгар Первой Мировой войны, 10 мая 1916 года, находясь на боевой позиции в Аланском море у берегов Швеции. Она находилась там для перехвата шведских судов с железной рудой для Германии.
Почти сто лет о ней ничего не было известно. Есть две версии гибели подлодки. Первая – лодка сама врезалась в остановившийся для досмотра пароход, выполняя маневр сближения. Вторая – на мой взгляд, более вероятная, лодке просто не дали всплыть для досмотра парохода. Её просто таранили. Теперь ни кто не расскажет, как было на самом деле. Но, ясно одно – экипаж подлодки честно выполнил свой долг и погиб в боевом дозоре. Это трагедия – гибель военного корабля в военное время.
Подлодка была обнаружена на глубине 87 метров шведскими дайверами в 2015 году.
Еще тогда в 2015 году, у меня мысль и желание построить модель этой лодки в память ней и погибшем экипаже, к 100 – й годовщине её гибели. Тогда же подбирая материал подлодке, списался с автором чертежей подлодки Александром Луневым. Но, не сложилось, построить ее модель в тот год. К сожалению, различные обстоятельства не позволили мне это сделать. Но, я не отказался от своей мысли. Да и конструкция самой лодки тоже впечатлила. Красивая подлодка.
2. Что я имел перед строительством модели.
Чертежи, так любезно предоставленные мне Александром, были моим главным подспорьем. Они были мной доработаны по архитектуре корабля на период 1916 года. Начал поиск материалов в Интернет. Архив ВМФ к сожалению не помог или я не смог найти материалы о подлодке. Очень помогли мне старые фотографии подлодки, сделанные в разное время. Найденные на форумах и сайтах, морской и судомодельной направленности. Так же помогли фотографии передачи нам шведами компаса подлодки и видеозаписи его разборки для реставрации.
Ну и конечно видео, сделанное дайверами при погружении к подлодке. Оно широко распространено в интернете. Но, почти не несет информации о самой подлодке за исключением ее названия «СОМЪ». Хотя и тут мне удалось найти кое, что. Но, вопросы частью отпадали при изучении материала, но тут же появлялись новые.
Большим подспорьем оказалось еще одно видео со дна Аланского моря, которое как ни странно не афишируют как упомянутое ранее?! Но, дало много подсказок для работы над моделью.
Ну и конечно же, если так можно сказать, пытался использовать фотографии уже построенных до меня моделей этой подлодки.
3. Материалы и инструменты.
1. Рекламный пластик.
2. Клей « Секунда»
3. Клей ПВА «Момент-Столяр»
4. Фольгированный текстолит.
5. Паяльник и припой.
6. Китайский флюс.
7. Бинт медицинский.
8. Шпаклевка автомобильная двух компонентная.
9. Краски и лаки японской фирмы Тамия.
10. Маскирующая лента, тоже Тамия
11. Наполнитель для шпаций.
12. Медная фольга и проволока.
13. Пруток латунный.
14. Кусачки и пассатижи.
15. Токарный и сверлильный станки.
16. Бор-машинка, фрезами и бориками.
17. Лазерная резка.
4. Строительство модели.
Строительство модели подлодки начал в этом году, как раз к 105 летней годовщине гибели подлодки. Модель построена в масштабе М1:72.
При строительстве модели постоянно возникало множество спорных вопросов по детализации и размещении деталей лодки. Выбирал, на мой взгляд, более логичные решения. Для изготовления корпусного набора, решил остановиться на рекламном пластике. Благо у меня есть запас разной толщины. Распечатал чертеж лодки, который привел к нужному масштабу.
По шаблону вырезал две одинаковые детали, благо корпус представляет собой веретено. Потом вырезал их из бумаги, а потом из пластика.
Прорезал пазы.
Далее собрал под углом 90 градусов.
Следующим этапом было вклейка шпангоутов.
Подрезал и зашкурил корпусной набор. Разместил в нем закладную доску, как на настоящем корабле. Это послание к потомкам, которые когда-нибудь ее раскурочат. В ней занесены имя автора и название корабля в честь которого модель построена с небольшим описанием материалов, из которых она сделана.
Начал заполнять шпации, подобием пенопласта – строительный утеплитель, какой-то. Все описанное видно из фотографий. Устанавливал наполнитель на клей ПВА.
Наполнители подрезаны ножом по всей площади корпуса, за исключением только, что вставленных.
Пока клей схватывается, попробовал, как пойдет шпаклевка по поверхности и заделал несколько приличных щелей. Взял двух компонентную шпаклевку.
Схватилась, как и положено почти сразу.
После ошкуривания корпус получился такой.
Далее изготовил вспомогательный стапель для удержания модели. Проделанная работа видна из фотографий.
Затем зашпаклевал корпус, армируя его марлей.
Затем предварительное ошкуривание.
И окончательное.
Далее я занялся надстройками. Скопировал с чертежа профиль палубы и боковин. Вырезал и наклеил на фольгированный текстолит. Вырезал из текстолита.
На фото кормовая часть, легкого корпуса (надстройки). Остальные сделал, подобны же образом. Разделив надстройку на две части кормовую и носовую.
Встал вопрос о пайке. Решил еще раз попробовать китайский флюс с оловом на плоских заготовках. На леерах он показал себя замечательно. Он выглядит так.
Заказывал на Алли.
Суть такая, соединяю детали, мажу в нужном месте
и газовой зажигалкой с наддувом (мини горелкой) грею до появления олова из флюса. И ву-аля…..
Вернемся к корпусу. Врезал и вклеил боковые кили.
Выточил крышку торпедного аппарата и подогнал по месту с учетом носовой надстройки. Если прикинуть, то должно получиться так.
Далее примерка и подгонка надстроек на корпусе.
Вот тут понял, что поторопился с пайкой палубы к боковинам. Надо было нанести разметку решеток и просверлить отверстия. Но, выкрутился и все это сделал на почти готовой надстройке, при помощи штихеля и ручной сверлилки.
Тоже самое сделал с кормовой надстройкой, ну только сверлил чуть дольше. Это отверстия для выхлопа бензинового двигателя.
Далее спаял оперение кормовой части корпуса. И установил на место.
Затем согнул из проволоки, спаял и установил на место якорные клюзы по обоим бортам.
Пришло время установить носовую надстройку и соединить с кормовой частью.
И зашпаклевать места стыков.
Ну, а потом естественно зашкурить.
Далее изготовил и установил обвесы ходового мостика, если так можно выразиться.
Вот и пришло время изготовить боевую рубку.
Затем перешёл на винто-рулевую группу деталей. Горизонтальные и вертикальные рули спаял из медной фольги.
Лопасти винта изготовил из пластины нейзильбера. Спаял, отполировал и покрыл лаком.
Вал винта и кокон выточил из дерева.
Далее принялся за изготовление орудия Гочкинса, которым была вооружена подлодка. Выточил ствол орудия и откатника. Спаял их со ствольной коробкой.
Потом занялся вилкой и лафетом орудия. Пришлось вспомнить начерталку.
Осталось, дооснастить орудие прицелом и прочими причиндалами.
Получилось вот такое орудие 37-мм Гочкинса.
Далее оставшиеся более или мене крупные детали – штурвал, компас с нактоузом,
дефлекторы, леерные стойки, рымы, швартовые утки, якорная цепь, держатель модели.
Штурвал спаян из медной проволоки, омеднен, отполирован и покрыт глянцевым лаком.
Компас выточен из латунного прутка, нактоуз набран из дерева в соответствии с подлинным компасом переданным шведами с места гибели подлодки.
Дефлекторы отлиты из сплава Розе, омеднены, отполированы, покрашены и покрыты глянцевым лаком.
Сделаны тяги управления рулями.
Леерные стойки.
Рымы.
Швартовые утки, отлиты из сплава Розе, омеднены и зачернены.
Якорная цепь, покупная, омеднена и зачернена.
Держатель модели выполнен из отлитой латунной фигурки «Чуда рыбы».
В результате получилась вот такая модель.
5. Заключение.
Я, как Автор старался сделать наиболее достоверную модель подлодки «СОМЪ» на тот период, согласно имеющимся у меня материалам. И, на мой взгляд, мне это удалось.
Она выглядит более достоверно и более детализованной по сравнению с уже построенными моделями этой лодки. В строительстве модели мне оказал помощь Александр Михеев, сделав некоторые детали лазерной резкой. Это таблички с названием лодки, установленные на борту модели, и решетчатые обвесы орудийной площадки сделаны им. Смотрится очень натурально. Спасибо ему огромное.
Композиционно модель подводной лодки установлена на подставку в виде рыбы чудовища, которая олицетворяет морскую стихию поглотившую подлодку.
Я, выполнил задуманное, модель подлодки «СОМЪ» построена.
Что получилось судить Вам.
Хочу закончить рассказ о модели следующими словами:
«Мы живы до тех пор, пока о нас помнят»…….
Я, помню. Вечная, Вам память.
Ну, вот и все.
Смотрите, критикуйте, советуйте, спрашивайте.
С уважением, Старпом
Источник: