Ёлочные игрушки из стекла. Техника фьюзинг

Стекло – своеобразный, капризный, весьма непростой в обработке, но удивительный материал. Существует немало декоративных техник для работы с ним, фьюзинг — сплавление в печи — одна из самых эффектных. Техника эта относительно молодая и получила широкое распространение с появлением специальных цветных стекол с одинаковым КТР (коэффициент теплового расширения). Детали из только таких стекол можно сплавлять в единую конструкцию, иначе более-менее сложная (крупная) работа при остывании разрушается от внутренних напряжений. Средствами фьюзинга получаются стекляшки подобные леденцу — с гладкими оплавленными краями. В технике фьюзинг хороши как небольшие декоративные вещицы, дамская бижутерия, так и фрагменты-детали большого витража или даже витраж целиком. Техника конечно не без недостатков – готовые работы плоские и односторонние; дорогие стекла, материалы и химикаты, а главное – специальная печь.

Обожаю заглядывать мастерам через плечо! Сегодня, этакую экскурсию в свою домашнюю витражную мастерскую мы и проведем на примере изготовления в помянутой технике «фьюзинг» стеклянных ёлочных игрушек – на дворе начало декабря, самое время.

Что понадобилось для работы.

Художественное стекло для фьюзинга, специальная печь, набор инструментов, химикатов, приспособлений и оборудования для обработки стекла (см. ниже), мелочи.

Он не здесь уже, он по соседству
где-то, ближе к детству, к школе, что ли,
ближе к манускрипту, к палимпсесту,
к бронзовому ангелу с трубою.
Гаснущие блики ближе к сердцу
принимает он, чем нас с тобою.

М. К. Щербаков – CHINATOWN

Первым делом идея и её проработанный рисунок. Здесь, мы сосредотачиваемся на технических аспектах дела, оставляя за скобками художественно-эстетическую сторону – формы, размеры, цветоведение, прозрачность – с этими обширными сведениями читатель может ознакомиться самостоятельно в специальной литературе. Конструкция нашей вещицы должна быть сообразной, достижимой применяемой техникой. Печное спекание дело непростое — мы не можем вмешаться в процесс или видеть его протекание. Одна единственная неустойчивая крошечка, может скатиться при нагревании и испортить всю работу или размягченные детали поведут себя не так, как предполагалось, поэтому гарантий нет никаких и каждый раз открываешь крышку остывшей печи затаив дыхание. Впрочем, опыт позволяет сводить вероятность неудачи к минимуму.

Расплавленное стекло подобно густой жидкости, этакому сиропу. Рассматривая его таким образом, нетрудно предсказать и поведение стекла в печи – детали размягчаются и провисают несколько расплываясь. Отчасти действуют и силы поверхностного натяжения – свободно лежащая стекляшка в конечном итоге стремится собраться в каплю. Из этих соображений и должна быть сконструирована работа.

Проработанный рисунок с нашей идеей выполняется в натуральную величину и называется картоном (Фото 2).


Фото 2. Картон ёлочной игрушки-ангела.

Шаблоны.

Для переноса контуров деталей на заготовки – цветное стекло, применяются шаблоны из нетонкой прозрачной пленки (Фото 3). Пленка слишком толстая тоже нехороша – трудно вырезать ножницами. Ориентироваться можно на толщину 0,25…0,4 мм. В сложной работе все детали заранее пронумеровываются на картоне, эти номера переносятся на шаблоны спиртовым фломастером.


Фото 3. Шаблоны деталей елочной игрушки-ангела.

Шаблон прикладывается к стеклу правильной стороной и обводится тем же спиртовым фломастером. Прозрачная пленка позволяет рассмотреть рисунок под шаблоном и выбрать лучший вариант для крупных деталей. Многие, особенно слоистые, стекла имеют и выраженное направление. Длинные и узкие детали следует располагать вдоль него иначе их трудно будет отрезать.

Резка стекла.

Фигурная резка стекла – главный витражный навык. Резка в большинстве случаев по предварительной разметке — произвольному контуру на стекле. Такие резы делаются стеклорезом от себя, вперёд, при этом хорошо видно линию реза. Для подобной работы удобнее роликовый масляный стеклорез с узкой головкой (Фото 4). В работе придерживаться обычных правил резки листового стекла – ровная, гладкая (легко сметать крошки) и слегка упругая поверхность, значительный и непрерывный нажим на инструмент, рез от края и по возможности более прямой, нельзя проводить стеклорезом по одной линии дважды.


Фото 4. Вырезание стеклорезом небольшой детали из витражного стекла. Стеклорез с узкой головкой, рез «от себя».

По прочерченной стеклорезом царапине стекло нужно сломать – добиться в этом месте трещины. Либо обычном образом, постукивая с обратной стороны массивным металлическим шариком на рукоятке стеклореза, либо специальными витражными инструментами – ломателями (Фото 5). В утешение – витражное стекло тоньше обычного оконного и менее прочно, после небольшой практики, как правило, уверенно режется даже детьми среднего школьного возраста.


Фото 5. Работа одним из ломателей стекла. Инструмент хорошо подходит для «отщипывания» маленьких кусочков около края заготовки.


Фото 6. Вырезанные стеклорезом детали двух фигурок ангелов. В «помпонах» твердосплавным инструментом с водой просверлено по отверстию для веревочек.

Выравнивание краев деталей, подгонка.

В некоторых крупных работах детали не обтачивают, сплавляют сразу после стеклореза. В работах мелких и сложных и при повышенных требованиях к точности и качеству торцов, их следует обработать на шлифовальной машине – сглаживаются неровности, устраняются зазоры. Шлифовальная машина – главный инструмент в витражном деле, например, в технике тиффани. Мы используем самодельный агрегат (Фото 7) и сверлильный станок (Фото 8) для особенно мелких деталей. Алмазный инструмент при работе необходимо омывать водой.


Фото 7. Шлифовальная машина для обработки торцов стекла. Омывание инструмента при помощи циркуляционного насоса.


Фото 8. Импровизированная шлифовальная машина для мелочей. Сверлильный станок настроен на ~3000 об/мин, во время работы к обратной стороне инструмента прижимается мокрая губка. Работать в защитных очках.


Фото 9. Стеклянный ангел в процессе обточки-подгонки.

Подготовка основания для спекания

Прежде всего основание – кроме специальной дорогой керамики преотлично работает обычная облицовочная плитка (Фото 10, 11).


Фото 10. Кусок керамической облицовочной плитки.


Фото 11. Кусок керамической облицовочной плитки, вид сзади.

Размягченное в печи стекло отекает и неизбежно насмерть прилипает к незащищенному керамическому основанию или поду печи. Существует несколько специальных средств и множество не менее специальных химикатов для предотвращения их слипания. Аэрозоли, готовые жидкости и порошки для их приготовления. Весьма удобна в работе «керамическая бумага». Наш бюджетный вариант – сухой просеянный гипс (алебастр). Для надежности – поверх керамической бумаги (Фото 12) — при аккуратном обращении она таким образом работает десятки циклов.


Фото 12. Подготовленное основание – керамическая плитка со слоем керамической же бумаги, через ситечко нетолсто присыпанная сухим гипсом.

Сборка фигурки.

КАРЫЧ — Как ты думаешь, можно ли его (ангела-хранителя) всё таки как-то увидеть, и он постоянно при мне или налётами?
ЛОСЯШ – Мне тоже своего надо увидеть! Я неделю возился с реактивами в лаборатории, делал очень интересное научное открытие, а сегодня забыл снять его с конфорки и оно сгорело! Я хочу спросить, а где он порхал в этот момент?! Я хочу поговорить с его начальником!

М/ф СМЕШАРИКИ, Жмурки и ангелы.


Фото 13. Сборка на подготовленном основании. Ангел-хранитель. — У вас несчастные случаи на стройке были? – Нет, не было. – Ну вот и не будут!

Сборка из подготовленных деталей. Не дыша (гипс), тончайшим пинцетиком. При оформлении фигурок применялись кусочки стеклянных струн изготовленных на горелке, стеклянные крошки (измельченные в стальной ступке кусочки стекла рассеянные затем на фракции), запекаемая краска по стеклу.


Фото 14. Сборка елочных ангелов. Работа над стеклянной прической. Используются наколотые стеклянные струны.


Фото 15. Чтобы отверстие в расплавленном помпоне не затянулось, в него вставлен свернутый крохотной палочкой клочок керамической бумаги.


Фото 16. Собранные фигурки. Анфас.


Фото 17. Собранные фигурки, профиль.

Собранные на небольшом основании фигурки (Фото 16, 17), с рабочего стола аккуратнейшим образом переносятся в печь (Фото 18).


Фото 18. В печи, перед спеканием.

Спекание.

Спекание стекол – длительный многостадийный процесс, к счастью, автоматизированный. Полный цикл от включения до открытия остывшей до ~50 град. Цельсия печи – 18…20 часов. Максимальная температура нашей программы – 740 град. Цельсия. Интересно, что интенсивное сплавление длится только несколько минут, все остальное время – очень плавный нагрев и остывание с разными скоростями, плюс «плато» для выравнивания температуры, выгонки воздушных пузырей между слоями, наконец — отжига готового изделия. Рекомендуемые «термопрофили» следует искать у изготовителя стекла и экспериментально подгонять под свою печь и нужды. Изменяя температуру и время сплавления можно добиться как рельефных работ, так и сплошной ровной пластинки с оплавленными краями.


Фото 19. В печи температура 740 град. Цельсия.

Что получилось.


Фото 20. Сплавленные фигурки из печи. Еще тёпленькие.

После извлечения из печи (Фото 20) фигурки отчищаются и отмываются с жесткой щеткой от прилипшего сзади гипса, алмазным инструментом – на шлифмашине и надфилями притупляются возможные острые кромки. Ёлочные игрушки снабжаются веревочками, упаковываются.

Фотосессия.


Фото 21. Маленький ангел в подарочной коробке.


Фото 22. Маленький ангел на ручках.


Фото 23. Маленький ангел на рабочем месте.


Фото 24.


Фото 25. Подарочная коробка снаружи.

Ещё несколько нынешних ёлочных игрушек из стекла в технике фьюзинг.


Фото 26. Символ следующего года.


Фото 27. Символ в коробочке.


Фото 28. Варианты теплых цветов.


Фото 29. Варианты холодных цветов.


Фото 30. Комплект ёлочных игрушек в подарочной коробке.


Фото 31. Ангел-хранитель дома.


Фото 32.


Фото 33.

Babay Mazay, декабрь, 2021 г. Продам эту самоделку или изготовлю на заказ. Напишите мне или оставьте комментарий для обсуждения деталей.

Источник: usamodelkina.ru

Добавить комментарий